Четверг, 14.12.2017, 03:19
Студентам-юристам
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Международное право [2]
Шпаргалки по международному праву
Уголовное право и процесс [2]
Гражданское право и процесс [0]
Криминалистика [0]
Форма входа
Новое в библиотеке
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Хозяйка_жизни
Главная » Статьи » Шпаргалки » Международное право

Морское право
1.Понятие международного морского права.
Источники, принципы, объекты и субъекты международного морского права. Морское право – это система общепринятых и специальных принципов и норм, регламентирующих правовой режим морских пространств и разнообразной деятельности в них субъектов международного права. Нормы международного публичного права регулируют отношения между субъектами международного права – государствами (народами, нациями), межправительственными организациями, государственными образованиями. Нормы национального права – функционируют с нормами других отраслей права, которые формируются в результате деятельности людей на морях и океанах, а также в прибрежных территориях.
Субъекты: государство (народы и нации); межправительственные организации.
Объекты: материальные и нематериальные ценности; действия государств или воздержание от них; государственная территория; международные проливы; международные реки и каналы; моря и океаны; космос. Источники: международный договор (конвенция, пакт, устав, хартия); международный морской обычай; судебная практика; правовые акты высших органов государственной власти и управления (министерства и ведомства). Принципы международного морского права: свобода судоходства в открытом море и полета над ним; право мирного прохода иностранных судов через территориальные моря; право транзитного прохода судов через международные проливы и пролета над ними; охрана морской среды; полный иммунитет военных кораблей от иностранной юрисдикции. Обслуживающие источники международного морского права: решения, постановления, резолюции международных организаций; решения, постановления, резолюции международного суда; решения, постановления, резолюции международного морского комитета; специальные документы ООН по морскому праву; решения судов; высказывания ученых (доктрина права).
2.Кодификация и унификация международного морского права
Кодификация представляет сложный процесс упорядочения правовых норм в единую систему, их пересмотр, переработку, толкование, ликвидацию имеющихся между ними противоречий как в отдельном государстве, так и в международном масштабе. Большую работу в этой области проделала после 2 мировой войны ООН. Первая Конференция ООН по морскому праву была проведена в 1958 г. в Женеве. На ней были приняты 4 международные конвеции, касающиеся территориального моря и прилегающей зоны, открытого моря, континентального шельфа, рыболовства и охраны живых ресурсов. 2-я Конференция ООН была организована в 1960 г. в Женеве, но на ней не было принято никаких Конвенций или других международно-правовых актов. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Специальный комитет для изучения вопросов, связанных с техгнологическими и другими изменениями в мире, и регулирования использования дна морей за пределами действия национальной юрисдикции государств. В 1968 г. он был переименован в Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. 3-я Конференция ООН имела особо важное значение для развития международного морского права. 10.12.82 была принята важная международная конвенция по морскому праву. В нее были не только включены нормы закрепленные в Женевских конвенциях 1958 г., но и отрегулированы вопросы, которые не были разрешены во время 2-й конференции 1960 г. (12-мильном пределе территориального моря и исключительных 200-мильных экономических зонах, а также многие другие). В 1996 г. Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. подписали 159 государств, а участниками стали 85. В резолюции 263 от 14.08.94 зафиксировано принятие Соглашения об осуществлении Части ХI Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.82, цель которого – достижение всеобщего участия государств в Конвенции. В августе 1993 г. 10 стран предложили проект Соглашения об осуществлении Части ХI Конвенции ООН по морскому праву 82 года, положения которого толкуются и применяются совместно как единый акт. Если возникают несоответствия между ними, то преимущественную силу имеют положения Соглашения. Соглашение является образцом сбалансированного учета интересов различных групп государств и открывает возможности для универсального применения Конвенции ООН 1982 г. В наши дни основными универсальными соглашениями государств в области охраны окружающей среды как отдельной системы международного права являются: Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (с поправками 62, 69, 71 гг.), Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 73 г. с Протоколом 78 г.(МАРПОЛ 73/78), Международная Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г., Международная конвенция об учреждении международного фонда для возмещения ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. В 70-90 годах в соответствии с программой региональных морей ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде), в которую включено 11 морских районов, и в осуществлении которых участвуют более 120 государств, 14 учреждений ООН и 12 международных организаций, другими международными программами принят ряд конвенций по охране от загрязнений морской среды в Балтийском море (74 и 92 г.), в Черном (92) и Средиземном (76) морях и Персидском заливе (78). Частичная кодификация была осуществлена по таким актуальным вопросам, как безопасность судоходства и охрана человеческой жизни в море, охрана рыбных ресурсов и рыболовство, а также рациональное использование богатств Мирового океана и его охрана от загрязнения. Значительным событием в процессе кодификации было проведение в 1995 г. в Нью-Йорке Конференции ООН по трансграничным рыбным запасам и запасам далеко мигрирующих рыб. Принятое на ней соглашение является компромиссным результатом усилий различных групп морских государств. Унификация представляет собой процесс связанный с созданием единообразных правовых норм в правовых системах разных государств с целью предотвратить или уменьшить их столкновение. Межгосударственная унификация в морском праве весьма необходима и представляет собой сложный правотворческий процесс односторонних действий государств либо в порядке международного сотрудничества. Унификация морского права – весьма важная в международном масштабе деятельность, во многих странах в этой области достигнуты позитивные результаты. Унификация осуществляется в 3-х формах: усилиями одного государства, с помощью международных организаций и путем заключения специальных договоров об унификации норм морского права. Ее основная задача – формировать нормы, которые тождественны нормам правовых систем других государств или у которых была бы сила национального законодательства. Введение норм международного права во внутреннюю систему государства называют трансформацией. В наше время используются несколько десятков многосторонних международных договоров, заключенных с целью унифицировать морское право. Самое большое признание из них получили международные конвенции об унификации правил, которые предусматривают ответственность в случае столкновения судов (1910), вознаграждение за спасение на море (1910), по перевозке грузов на основе коносамента (1924), возмещение ущерба в связи с загрязнением моря нефтью от судов (1969). Определенная работа в области кодификации и унификации латвийского морского права проделана в 1918-1940 гг. Этот процесс продолжается и сейчас. Среди правовых актов особо важное значение принадлежит Морскому кодексу – кодифицированному комплексному правовому акту национального морского права, регулирующего мореходство в Латвии.
3.Международные и национальные морские организации
Они создаются на основе договора в соответствии с принципами международного права: равноправия, суверенитета государств – субъектов международного права; основывают свою деятельность на нормах международного права; решения имеют рекомендательный характер. Международные и национальные морские организации делятся на:
1.международные межправительственные организации;
2.международные неправительственные организации;
3.региональные международные морские организации.
Международная морская организация (ИМО) была учреждена в 1948 г. на Женевской морской конференции ООН. В нее входит 150 государств-членов, Латвия также входит в эту организацию. ИМО функционирует с 1958 года. Структура:
1.руководящий орган – ассамблея ИМО (заседание проходит 1 раз в 2 года, по нечетным годам);
2.Совет ИМО – исполнительный орган;
3.комитеты: по безопасности на море, юридический комитет, по защите морской среды, по техническому сотрудничеству + подкомитет по упрощению формальностей.
ИМО было принято 40 международных конвенций. Кроме ИМО есть такие организации как: комитет по судоходству Конференции ООН по торговле и развитию (1965); международный совет по исследованию моря; международная организация по морскому дну; международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ); международная организация труда (МОТ).
Национальные морские организации: Балтийский и международный морской совет (БИМКО) 1906 г.; международный фонд содействия развитию научных исследований проблем Балтийского региона (VIA BALTICA); Союз мореходства Латвии 1989 г.; ассоциация морского права Латвии 1995 г.
4.Международные конференции по морскому праву
Международные конференции по морскому праву – одна из форм сотрудничества государств и международных организаций в области мореходства.
На международных конференциях по морскому праву участвуют государственные делегации, представители международных организаций, отдельные ученые и специалисты. Конференции могут быть универсальными или региональными. Их создание прямо связано с характером соответствующей проблемы или обсуждением их круга, необходимостью согласования и регулирования.
Универсальные конференции проводятся для обсуждения глобальных проблем морского права на основе общепризнанных принципов международного права и международного морского права. В связи с тем, что в этих конференциях принимает участие большинство заинтересованных морских государств. Представительство на универсальных конференциях, может быть на уровне руководителей государств, министров иностранных дел, соответствующих министров и т.д.
Международные конференции регионального характера созываются, принимая во внимание в основном географические критерии.
Международные конференции проводятся при соблюдении существующих международных обычаев, а также в соответствии с регламентом, который согласуется с государствами-участниками конференции. В нем определяется порядок образования руководящих и рабочих органов конференции, последовательность обсуждения вопросов, процедура принятия документов, место проведения, язык (языки), количество участников, гостей, экспертов и т.д. Важная роль на международных конференциях принадлежит ИМО, которая обычно разрабатывает проекты обсуждаемых конвенций и международных соглашений и другие документы.
При голосовании для принятия решения на пленарных заседаниях применяется метод обычного большинства (2/3 от числа присутствовавших и принимавших участие в голосовании), на основании согласительного принципа (консенсуса). На конференциях избирают председателя, его заместителей, часто и несколько председателей. По очереди председателями бывают руководители делегаций. В заключительном акте фиксируются участники, состав делегаций, количество комитетов и рабочих групп и их названия, принятые конвенции, договоры, соглашения, резолюции и другие данные.
5.История развития международного морского права.
Отдельные правовые нормы международного права появились в рабовладельческих государствах. Некоторые полагают, что торговое право появилось только в феодальном обществе.
Международное морское право (ММП) развивалось с конца 17 в., а период его формирования окончился в середине 20 в.
Заключительным этапом формирования было вступление в силу Женевских конвенций 1958 г. История судостроения, как одно из направлений развития мореходства, насчитывает более 6 тыс. лет. Это связано с Египтом и Ближним Востоком.
Отдельные морские правила формировались в греческом праве (морской залог, авария), позже они перешли в римское право. Известен древнегреческий арбитраж и комиссии Др.Рима по разрешениям вопросов мореплавания и торговли. В 3 в. до н.э. политические и торговые связи Афин, Рима, Спарты в Средиземном море были закреплены международными договорами.
Известен Родосский кодекс – сборник обычаев международной торговли (древние греки и римляне). Др.Русь имела ряд международных договоров с византийскими императорами, в которых были отдельные нормы, определяющие отношения Руси и Византии, помощь при кораблекрушениях, выдачу преступников и др. Самым известным был «Олеронский сборник» (12-14 вв).
Олеронский сборник – обычаи морской торговли сложились в портах Франции, на Адриатическом побережье, применялся также в Испании и Англии. В 8-9 вв торговля Северной Европы находилась в руках Ганзы – союза торговых северо-германских городов. Переработанные Рижские городские статусы вступили в силу в конце 13 в. В них было 11 глав-книг. В 11 книге был помещен обзор морского права.
Во время шведского правления в Лифляндии было в силе шведское морское право. Важным международным договором в Европе 17 в. был Вестфальский мирный договор заключенный после 30-летней войны. В 20 в. принято много международных правовых актов. Например, Декларация о праве морской войны и т.д.
6.Правовой режим и статус морских пространств: внутренние воды, территориальное море
Внутренние морские воды - воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориаль­ного моря.
К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное су­шей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (Белое море); морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат од­ному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль (если более 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива прово­диться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким обра­зом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское простран­ство). Указанные выше правила отсчета не относятся к историческим заливам, ко­торые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции (Гудзонов Залив (Канада).
Правовой режим внутр.морских вод устанавливается прибрежном государством по его усмотрению, т.е. регламентиро­вано внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства. В интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают свои порты для свободного захода иностр.судов без дискрими­нации. Это не распространяется на иностранные военные суда.
Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства. В то же время внутренний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.
Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних рек (или архипелажных вод), называется территориальным морем или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства.
Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответ­ствующие точки.
Согласно Конвенции 1982 г. "каждое государство имеет право устанавли­вать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль”, отмеряемых от установленных ею исходных линий. Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальные моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря).
Од­нако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным. Дополнительная морская зона за пределами территориального моря, создаваемая для осуществления в ней контроля прибрежного государства с целью обес­печения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фи­скальных и санитарных правил, называется прилежащей зоной. Прилежащие зоны сохраняют статус открытого моря, на которое суверенитет государства не распро­страняется. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право государства устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль. Однако Конвенция 1982 г. ука­зывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль.
7.Правовой режим и статус морских пространств: исключительная экономическая зона, континентальный шельф
Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого об­рыва или перехода в материковый склон.
С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, про­стирающееся от внешней границы территориального .моря прибрежного госу­дарства до установленных МП пределов.
Прежде всего в рас­чет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, за­лежи полезных ископаемых и т.д.). МП (Конвенция 1982 г.) устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м.
Признается суверенитет прибреж­ного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Права прибрежного государства на континентальный шельф не распространяются на покрывающие его воды, и воздушное простран­ство над ним. Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.
Район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, называется экономической зоной. В этом районе нормами МП прибрежному государству предоставляется суве­ренное право в целях разведки и разработки естественных ресурсов, а также права в отношении других видов деятельности.
Конвенция 1982 г. предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промыслах живых ресурсов в исключительной экономической зоне. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.
Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 миль.
На части моря, расположенные за пределами исключительной экономической зоны в сторону от берега, Конвенция 1982 г. распространяет действие правового режима, который применялся к открытому морю. На этом пространстве все государства пользуются свободой на основе равенства.
8. Правовой режим и статус морских пространств: открытое море, Международный район морского дна
Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, тради­ционно именовались открытым морем.
Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.
Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип сво­боды открытого моря, который в настоящее время понимается не только как сво­бода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов на морским простран­ством и т.д.
Никакое государство не вправе претендовать на подчинение про­странств, входящих в состав открытого моря своему суверенитету. Дополнительная морская зона за пределами территориального моря, созда­ваемая для осуществления в ней контроля прибрежного государства с целью обес­печения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фи­скальных и санитарных правил, называется прилежащей зоной.
Прилежащие зоны сохраняют статус открытого моря, на которое суверенитет государства не распро­страняется. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право государства устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль. Однако Конвенция 1982 г. ука­зывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря.
Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль. Дно Мирового океана, расположенное под открытыми водами, называется международным районом морского дна, ресурсы которого Конвенция 1982 г. объявила "общим наследием человечества”. При этом Район открыт для эксплуатации ис­ключительно в мирных целях.
В соответствии с данной Конвенции должен быть создан Международный орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Международного органа по морскому дну является Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат.
Под закрытым морем понимается море, которое омывает берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к бере­гам государств, расположенных вокруг закрытого моря. В качестве примера можно привести Черное и Балтийское моря.
9.Правовой режим и статус морских пространств: международные проливы и каналы. Правовой режим использования международных рек (озер)
Проливы - естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.
Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не используются для межд.судоходства и в силу ис­торической традиции составляют внутренние морские пути, не отно­сятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного гос-ства.
Межд.считаются все проливы, используемые для межд.судоходства и соединяющие между собой:
- части открытого моря (или экономических зон);
- части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких гос-ств.
В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым главным принципом для межд.проливов является принцип разумного сочетания интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего это означает свободный транзитный проход через международные морские проливы.
Режим транзитного прохода не применяется к проливам, ис­пользуемым для межд.судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сто­рону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мир­ного прохода без невозможности прибрежному гос-тву его остановить.
Правовой статус и режим отдельных наиболее важных межд.по­ливов регламентирован спец.конвенциями (Черноморские поливы: Бос­фор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и Малый Бельты, Зунд).
Это реки, пересекающие территории двух или более государств (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка..).Они могут быть судоходными, несудоходными, пограничными. Их правовой режим регулируется международными договорами между заинтересованными прибрежными государствами, а реки используемые для судоходства – с учетом инетересов других государств.
Режим должен учитывать: взаимную выгоду, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным государствам, защита фауны, речной среды и другие принципы МП. Могут учитываться Хельсинские правила использования вод международного значения 1966г., касающиеся общих положений предотващения загрязнения водной среды, судоходства, лососплава, разрешение споров. Или нормы Женевской конвенции 1923г о гидроэнергии водных потоков. Должны соблюдаться общие правила: всестороняя деятельность одного государства по использованию вод международной реки не должна наносить ущерба аналогичной деятельности другого государства и его территории.
Контроль за соблюдением условий договоров – смешанные речные комиссии. Дунай – международная река в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 (РФ, Украина,Болгария, Венгрия, Румыния..) Навигация на Дунае открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий тогового судоходства.
Плаванье военных кораблей непридунайских государств запрещено. Придунайские государства обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии. Суда плавающие по реке имеют права с соблюдением всех правил прибрежных государств заходить в порты, производить в них погрузочные работы, посадку, высадку пассажиров,.пользоваться судовыми радиостанциями. Для покрытия расходов по обеспечению судоходства придунайские государства по согласованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов навигационные сборы.
10.Международно-правовое регулирование рыболовства и других промыслов
В мире действует рыболовный флот более чем в 80 государствах. Все основные промысловые районы Мирового океана охвачены международно-правовым регулированием. Но из-за противоречий в толковании договорных положений, не отрегулированных положений в международном праве, связанных с рыболовством периодически возникают острые конфликты между государствами. Проблемами рыболовства занимаются специализированные учреждения ООН. Среди них 1 из крупнейших является ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), которая была создана в 1945 г. на всемирной международной конференции по проблемам продовольствия и сельского хозяйства в Квебеке (Канада). Деятельность ее значительно расширилась по вопросам морских исследований живых ресурсов моря, защты Мирового океана от загрязнения и регулированию морского рыболовства и другим, когда в структуре этого влиятельного учреждения ООН были созданы Комитет по рыболовству (КОФИ) и Департамент рыболовства.
Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г. предусматривает, что физические и юридические лица всех государств пользуются равным правом в области эксплуатации биологических ресурсов моря.
Вопросам эффективного правового регулирования морского рыболовства уделяла внимание Комиссия международного права ООН в 1949-1952 г.г., разработавшая ряд документов, связанных с морскими богатствами и стационарным рыболовным промыслом. Важное значение в этом деле имело осуществление международно-правовых мер по регулированию рыболовства, предусмотренных Международной конвенцией о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана, подписанной в 1949 г в Вашингтоне.
Конвенция ООН 1982 г.предусматривает право государствам установить исключительные экономические зоны, но ее нормы не препятствуют определению рыболовных зон.
Установление рыболовных зон – объект регулирования национального законодательства прибрежных государств. Конвенция ООН 1982 г. также предусматривает право государств, не имеющих выхода к морю, на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительных экономических зонах прибрежных государств того же субрегиона. Часть Мирового океана открыта для использования его живых ресурсов незакисимо от наличия выходов к морю у того или иного государства.
Нормы международного права направлены на то, чтобы использованием принципа свободы рыболовства не был причинен ущерб живым ресурсам моря, принимались меры по обеспечению оптимума устойчивости добычи их и максимального обеспечения потребностей государств в этого вида продуктов питания. Конвенция ООН 1982 г. внесла существенные изменения в реализации принципа свободы рыболовства, принимая во внимание реальную угрозу истощения запасов морских биоресурсов и потребности как прибрежных государств, так и всего мирового сообщества в морепродуктах.
Международно-правовые меры по обеспечению рационального использования живых ресурсов моря подразделяются на:
1.предусматривающие ограничение объема общего вылова (добычи) с установлением максимально возможного ежегодного улова;
2. косвенному ограничению объема общего вылова путем установления закрытых сезонов и закрытых районов и ограничения использования отдельных орудий улова;
3.по освоению новых районов промысла для уменьшения интенсификации добычи в традиционных районах промысла;
4.по освоению новых видов живых ресурсов;
5.по использованию на технические потребности только непригодных для пищевых целей видов рыб и отходов пищевых видов рыб;
6.по регулированию орудий лова с целью вылова рыбы и других морских животных определенного размера;
7.по запрету доставки на берег объекто морского промысла ниже установленного размера и возращением их в живом виде в море;
8.связанные с запрещением промысла в местах нереста живых ресурсов;
9. по осуществлению промысла по возрастному и половому признакам;
10.по охране и улучшению мест нереста;
11.по обеспечению увеличения и улучшения видового состава живых ресурсов моря;
12.по объединению усилий государств в области трансплантации и акклиматизации объектов морского промысла.
Весьма значительной международно-правовой мерой глобального характера явилось подписание 4.08.95 в Нью-Йорке Соглашения об осуществлении положений Конвенций ООН от 10.12.1982, связанных с сохранением и управлением трансграничных и далеко мигрирующих рыбных запасов. Оно было подписано представителями 25 стран и вступит в силу после его ратификации 30 государствами.
11.Международно-правовые требования безопасности в судоходстве. Международно-правовые требования безопасности в судоходстве делятся на: общие и специальные. К общим относятся положения и нормы, содержащиеся в международных конвенциях и предусматривающие обязанности государств соблюдать международные требования и стандарты в мореплавании. Специальные требования содержаться в международных договорах и рекомендациях, принимаемых международными межправительственными морскими организациями, например, ИМО, Международной организацией труда (МОТ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международным союзом электросвязи (МСЭ), Международным агенством по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.. В 1987 г. Ассамблея ИМО утвердила меры по предотвращению нарушения зон безопасности вокруг установок или сооружений в море, в которых содержаться рекомендации, связанные с безопасностью персонала и угрозой серьезных повреждений установок и сооружений в море, судов и загрязнения окружающей среды в случае их столкновения.
Конвенция ООН 1982 г. предусматривает в целях безопасности судоходства право прибрежным государствам своим законодательством регулировать движение судов по морским коридорам на основе схем разделения движения и мирного прохода через территориальное море.
В целях соблюдения безопасности на море было принято большое количество международных договоров. Это: глобальная морская система сигналов бедствия и безопасности (ГМССББ); Международный свод сигналов (МСС, 1965) – принят ИМО; Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 (МППСС-72); Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ, ИМО, 1960); Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся уголовной юрисдикции по делам о столкновениях и других навигационных происшествиях 1952 г.; Конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 1974г.; Конвенция об электросвязи 1982 г.; Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976; Международная конвенция по обеспечению безопасности рыболовных судов 1977; Конвенция о международной организации спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976. 12.Охрана человеческой жизни на море Спасание человека гибнущего в море – обязанность каждого капитана судна, находящегося вблизи места происшествия. Спасание людей на море координируется поисково-спасательными службами.
Был принят ряд конвенций, например: Брюссельская конвенция о спасании (1910); Женевская конвенция 1958; некоторые положения конвенции 1982; нормы Морского кодекса Латвии; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 (SOLAS 1974); Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979. За неоказание помощи предусматривается уголовная ответственность. Капитан обязан следовать на помощь людям при морской аварии, а если не может, то записать причины в судовой журнал. Морской кодекс Латвии содержит нормы по спасанию и поиску людей в 8 разделе об охране человеческой жизни на море, т.е. о безопасности мореплавания.
13.Международно-правовая охрана Мирового океана. Проблема захоронений.
Источниками загрязнения морской среды являются суда, нефтяные терминалы, атмосферный воздух, производственные объекты прибрежных территорий. В области охраны Мирового океана важным шагом явился созыв в 1972 г. в Стокгольме конференции по охране окружающей среды. Впервые понятие «загрязнение» было дано в 1969 г. на 3 конференции ООН по морскому праву: «привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам или жизни в море, опасность для здоровья человека, созданием помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха». В этой же конвенции дано и определение «захоронения»: «любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций; любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственоо сооруженных в море конструкций».
В связи с этим был принят ряд Конвенций: Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Конвенция ООН по морскому праву 1982 и охрана морской среды. Международно-правовые меры по охране Мирового океана направлены на недопущение его загрязнения конкретными загрязнителями, в том числе особенно нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами, мусором и др.
После 2 мировой войны на дне Балтийского моря было потоплено большое количество различных химбоеприпасов и других опасных для здоровья человека и живых ресурсов веществ.
Проблемы связанные с данными захоронениями еще ждут своего решения и дальнейшего совершенствования правового регулирования мер безопасности. 14.Правовое регулирование морской научно-исследовательской деятельности.
Мировой океан как объект научных исследований представляет собой для океанографической науки неделимое целое. Большинство направлений морских исследований имеют международный характер (Антарктика).
Ряд положений Конвенции ООН 1982 г. регулируют условия проведения морских научных исследований и основные направления в этой области морской деятельности. Конвенция содержит 4 общих принципа их осуществления: проведение научных исследований только в мирных целях; морские научные исследования осуществляются надлежащими научными методами и средствами, совместимыми с положениями Конвенции; морские научные исследования не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам исследования моря, они должны уважаться должным образом; исследования проводятся с соблюдением всех относящихся к нему правил, принятых в соответствии с Конвенцией, включая положения о защите и сохранении морской среды.
С этими принципами тесно связаны такие принципы морской научно-исследовательской деятельности государств, как: принцип свободы исследований в открытом море; принцип согласия прибрежных государств на проведение научно-исследовательской работы в сфере осуществления ими суверенитета и суверенных прав; принцип поощрения и облегчения морских исследований; принцип содействия международному сотрудничеству в области морских научных исследований и др. Проблемы развития морских научных исследований рассматривались на 1 конференции ООН по морскому праву в 1958 г., но конкретных документов в этой области принято не было.
На 3 конференции ООН по морскому праву вопросам научных исследований придавалось значительно больше внимания, чем на предыдущих конференциях. Принятые на ней меры правового характера создают благоприятные условия в будущем для дальнейшего расширения и углубления работ в этой весьма важной в наши дни области морской деятельности.
15.Регулирование правоотношений связанных с военно-морской деятельностью
В международном гуманитарном праве существует значительное количество международно-правовых актов, связанных с регулированием военных действий в море (морская блокада, взаимоотношения воюющих и нейтральных государств и др.).
Наиболее важными международными соглашениями, относящимися к законам и обычаям войны являются: Парижская декларация о морской войне 1856 г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг, (которых 13) и Декларация, Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому Протоколу, 1936 г.), Женевская конвенция о защите жертв войны (1949) и дополнительные протоколы к ним 1977 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и др.
Блокада – система не запрещенных международным правом насильственных действий военно-морских сил воюющего государства, направленная на преграждение доступа с моря к берегу, находящемуся во власти противника или им занятого. Блокаду объявляют с указанием даты, срока и т.д.
16.Борьба с преступностью на море
Наиболее распространенными преступлениями, которые совершаются на морях и океанах являются терроризм, незаконный оборот наркотиков, порнография, незаконные вещания, продажа детей и др.
В Конвенции ООН 1982 г. содержатся положения, обязывающие все государства сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море. В 1987 г. на конференции в Вене была принята программа сотрудничества государств по вопросам борьбы с наркоманией, в 1988 там же была подписана Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, вступившая в силу в 1990 г. В 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Политическая декларация и Всемирная программа действий по международному сотрудничеству в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Особенно актуальна в наши дни проблема пиратства. Основными конвенциями международного морского права, содержащими положения и нормы по борьбе с пиратством, являются Конвенции об открытом море 1958 г и Конвенции ООН 1982 г. Сотрудничество государств в борьбе с различными преступлениями на морях и океанах осуществляется в рамках международных соглашений. Так, с 1950 по 1991 г.г. в этой области занимался Комитет по предупреждению преступности и борьбы с нею, который заменила Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. С 1955 г ООН провела 8 конгрессов по проблемам предупреждения преступности и обращения с правонарушителями и преступниками.
При ООН с 1950 г. функционирует институт национальных корреспондентов, главной целью которых является участие в подготовке конгрессов по проблемам преступности, а также участие в совещаниях экспертов консультативных групп по борьбе с ней. Важная роль принадлежит Центру по социальному развитию и гуманитарным вопросам Секретариата ООН и его отделу по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
17.Характер морских споров и процедура их рассмотрения.
Арбитраж и третейский суд. Разнообразные мирные средства и процедуры разрешения споров, связанных с морской деятельностью государств осуществляются путем: мирных переговоров; международного посредничества; рассмотрения споров в международных организациях; рассмотрение споров в Международном суде ООН и арбитражах. Эти способы отражены в Конвенции ООН 1982 г. и других международно-правовых актах.
Мореходство не лишено многочисленных и сложных споров экономического, юридического или коммерческого характера. Некоторые из них носят политический характер.
Морские споры юридического характера возникают в морской деятельности, связанной с общей аварией, рыболовством, столкновением судов, спасанием, установлением морских границ и др. Морские споры бывают между государствами, между государством и юридическим лицом, между юридическими лицами разных государств и т.д. В зависимости от субъектов морского спора они могут быть подразделены на национальные и международные.
Морские споры рассматривают национальные суды, международные суды, арбитражи или третейские суды, а также международные организации.
Для разрешения международных коммерческих споров связанных с мореходством, стороны обращаются в арбитражи, которые подразделяются на международные и специализированные отдельных государств. В мире широко известен Лондонский международный третейский суд. Регламент третейского суда утвержден в 1985 г. Образовали Лондонский третейский суд Институт арбитров, Корпорация города Лондона и Лондонская торговая палата. Основной арбитражной организацией США является Американская арбитражная ассоциация в Нью-Йорке. В России арбитражные суды являются частью судебной системы. Морские споры в России рассматривает Морская арбитражная комиссия (МАК).
К международным арбитражам относятся те, которые созданы для рассмотрения определенной категории коммерческих споров. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров 1966 г. предусмотрела учреждение Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который является нефинансовым органом Всемирного банка и находится в Вашингтоне.
Широко известен Арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, осуществляющий свою деятельность на основе Регламента от 1.06.1975 г. с дополнениями и изменениями вступившими в силу в 1988 г. и позже.
В унификации права международного арбитража большой вклад внесла Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Комиссия разработала Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, который был рекомендован Генеральной Ассамблеей ООН в 1976 для применения при урегулировании коммерческих споров.
В 1980 подготовленный Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ был рекомендован арбитражным организациям Генеральной Ассамблеей ООН. Комиссия ООН по праву международной торговли в 1985 г подготовила и приняла Типовой закон о международном коммерческом арбитраже ЮНИСТРАЛ, который Генеральная Ассамблея ООН в том же году рекомендовала странам мира в своем национальном законодательстве руководствоваться его положениями и нормами. Основная цель Типового закона – достигнуть единообразия арбитражного регулирования в разных странах мира.
18.Развитие морского права в ЛР.
После приобретения независимости в 1918 г. в Латвии в силе были в основном прежние законы Российской империи и Германии. В 20-х годах в Латвии интенсивно стало развиваться национальное морское право.
Одним из правовых актов был закон от 16.03.1923 о праве судоходства. Были приняты правила о персонале торгового судна. Право плавать под флагом Латвии, а также порядок регистрации судов предусматривал закон от 20.03.1923 «О регистрации судов и выдачи патента флага».
В 1925 г ЛР заключила международные договоры с Россией и Норвегией о признании книги измерений. Вопросы, связанные с несчастными случаями на судах Латвии в море, регулировал Консульский регламент от 7.12.35 и служебная инструкция которые предусмотрели подробные обязанности должностных лиц. 28.10.25 была подписана конвенция между Латвией и Эстонией об охране рыб и упорядочении рыболовства и Протокол.
В 1940-41 гг, когда Латвия находилась в составе СССР, были в силе советское законодательство, правовые акты высших органов государственной власти и управления и целый ряд ведомственных актов по вопросам судоходства, рыболовства и т.д.
В 1941-44 гг в Латвии действовали гражданские законы Германии. Нормы Гражданского закона Латвии от 1938 г. применялись, если они не противоречили немецкому законодательству.
После 2 мировой мореходство регулировалось нормами Кодекса торгового мореплавания СССР 1929 и 1968 гг, Положением об охране государственной границы СССР, Уставом о дисциплине работников морского транспорта СССР и другими, так называемыми, всесоюзными актами, нормами гражданского права. Национальная система морского права Латвии стала интенсивно развиваться после объявления независимости Латвии в 1990 г.
Важным правовым актом, имеющим значение для регулирования мореходства в Латвии, было постановление от 23.11.91 № 330 «Об управлении мореходством в Латвии». Принятием закона о континентальном шельфе и экономической зоне Латвийской Республики, а также закона о портах 1994 г., способствовало дальнейшему развитию латвийского национального морского права.
В соответствии с Декларацией о присоединении ЛР к международным правовым документам по вопросам морского права от 10.09.91 государство присоединилось к целому ряду международных конвенций: Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенции об открытом море, Конвенции о защите морской среды района Балтийского моря 1974 г. Важное теоретическое и практическое значение для мореходства имеет «Морской кодекс». Это кодифицированный комплексный правовой акт морского права, который охватывает правовым регулированием широкий круг отношений управления морским хозяйством, в частности, в судоходстве, регистрацию судов, перевозку грузов, комплектования экипажей судов, охрану человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения моря и т.д.


Источник: http://морское право, шпаргалка
Категория: Международное право | Добавил: Хозяйка_жизни (28.05.2012)
Просмотров: 10028 | Теги: шпаргалка, международное право | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Облако тегов
Европейская Конвенция о защите прав Европейский суд заказать работу студенты юристы теория государства и права гражданское дети имущество супругов контрольные работы преступное деяние преступные группы (сообщества) семья уголовное Европейская Судебная сеть Евроюстиция обмен информацией полиция торговое право зарубежные страны договор Европейское Сообщество международное право обязательства Гонгало обеспечение обязательств авторитеты Воры в законе закон тюрьма шпаргалка государство проблемы теории государства и права учебник допустимость доказательств надлежащий субъект ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕ Политология особенная часть ЕС общая часть капиталов свободное перемещение товаров торговый оборот Услуг гражданское право криминологические проблемы сравните право ЕС уголовно-правовые системы Треушников рабство эксплуатация судопроизводство соучастие специальный субъект право шпаргалки надлежащий источник обеспечение исполнения обязательств Конвенция о защите прав человека ТЕОРЕТИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ иммиграция развитие Латвии стратегия развития Латвии квалификация преступлений преступление долговая кабала торговля людьми конференция судей обзор судебной практики Конвенция о защите прав человека и ЕСПЧ права человека гражданский процесс заочное решение Имиграционная политика Латвии уголовное право Ярков
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мечта сбывается всегда!
  • Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz